Изначально как ответвление британской сцены брейкбита и рейва, драм-н-бейс
возник, когда музыканты стали смешивать бас из регги с ускоренным брейкбитом из
хип-хопа. Пионеры жанра — Fabio, Grooverider, Andy C, Roni Size, DJ SS, Brockie,
Mickey Finn, Kenny Ken, Goldie и другие диджеи — быстро стали звёздами
драм-н-бэйса, в то время называемого джанглом (англ. jungle).
Типичная скорость для драм-энд-бэйса
составляет обычно 160—190 BPM, в отличие от других форм брейкбита,
таких, как брейкс, которые специализируются на скоростях 130—140 BPM.
Повышенный темп не был изначально присущ жанру, а появился при развитии
драм-энд-бэйса — самые ранние треки олд-скул-рейва и джангла имели
скорость около 155—165 BPM, в то время как материал нового тысячелетия
редко опускается ниже 170 BPM и часто достигает 180 BPM и больше.
Название «drum and bass» не означает, что
треки состоят только лишь из этих элементов. Тем не менее, они являются
самыми важными элементами и составляют большую часть треков. В жанре
большое внимание отводится глубокому басу, который чувствуется
физически при прослушивании. Было произведено немало экспериментов с
тембром в зоне баса, особенно в тэк-степе.
Дарксте́п (англ. darkstep) — подстиль драм-энд-бэйса.
Жёсткие ударные звуки и «тёмные», тяжёлые мистические мелодии.
Именно эти мелодии и являются лицом даркстепа. Насыщенность драм-секций
при этом не очень велика, часто используются перебивки амен. Грубая жёсткая басовая линия и эмбиентные шумы обычно удачно дополняют мрачную музыкальную картину.
История
Распространение получил в конце 1990-х годов в Европе и США. Большую роль в распространении даркстепа послужили вечеринки Therapy Sessions.
Исполнители
* Counterstrike * Dylan * Limewax * Technical Itch * Current Value * SPL
Драмфа́нк (англ. drumfunk) — подстиль драм-энд-бэйса.
Основной акцент делается на сложность ударных партий, «фанковость» и виртуозность их звучания. Также подстиль отличается глубоко эзотеричной, психоделичной, мрачной атмосферой и нетипичным для современного драм-энд-бэйса пренебрежением к техно-звучанию. Часто в драмфанке появляются элементы эмбиента и даунтемпо. В композициях нередко используются живые ударные, вырезанные из старых записей в стиле фанк.
Инте́лиджент (англ. intelligent) — подстиль драм-энд-бейса.
Hаиболее музыкальный и задумчивый поджанр. Получил распространение после выхода в 1995 году альбома Goldie «Timeless». Как и любая интелиджент-музыка, интелиджент драм-энд-бэйс экспериментален и не имеет чётких стилистических рамок. Основная особенность — упор делается либо на красивую и сложную музыкальную тему, либо на эмбиентные звуковые картинки. Большое внимание уделяется непосредственно звукам, в этом проявляется сходство этого стиля с Intelligent Dance Music.
Начало движения также связывают с LTJ Bukem и его лейблом Good Looking. Некоторые считают, что переход к «разумному» драм-энд-бэйсу был осознанным и согласованным ходом основных диджеев и продюсеров против культуры, которая наполнялась жестокими элементами «гангста». Интелиджент сохранил стремительный брейкбит, но сфокусировался на более атмосферный звук, глубокий бас в противоположность жёсткому вокалу и сэмплам. Иначе это направление называется арткор (англ. аrtcore).
Ли́квид фанк (англ. liquid funk) — подстиль драм-энд-бейса.
Несмотря на использование тех же басовых партий и рисунка ударных, он содержит меньше ударно-ориентированных сэмплов и больше прогрессивных синтезаторных партий, создавая более спокойную атмосферу, направленную в большей степени на домашнего слушателя, чем на посетителей ночных клубов. Примеры ликвид фанка могут быть найдены на лейбле Good Looking Records, основанным LTJ Bukem (Danny Williamson), хотя этот лейбл больше занимается интелиджентом.
История
В 2000 году Fabio положил начало новой форме драм-энд-бейса, которую он назвал «ликвид фанк», выпустив одноименную компиляцию на его лейбле Creative Source. Она характеризовалась влиянием диско и хауса и широким использованием вокала. Не очень известный вначале, жанр приобрел широкую популярность в 2003—2004, а в 2005 приобрел статус одного из наиболее продаваемых поджанров драм-н-бейса с такими лейблами как: Hospital Records, State of the Art Recordings и такими артистами как: High Contrast, Calibre, Nu:Tone, Solid State, London Elektricity и Logistics. Другие лейблы, популярные на этой сцене: Liquid V, Rubik Records.
Можно спорить, что атмосферный драм-н-бейс и ликвид фанк по существу одно и то же, но ликвид фанк имеет маленькие отличия, например большее влияние латино, диско, джаза и фанка, в то время как атмосферный драм-н-бейс имеет более холодный саунд по своей спокойной природе, пренебрегает сэмплами реальных инструментов, заменяя их гладкими синтезаторными и сэмпловыми партиями.
Исполнители
* 4Hero * A-Sides * Alix Perez * Artificial Intelligence * BCee * Bailey * Basic Operations * Beta 2 * Big Bud * Bungle * CLS * Commix * Craggz & Parallel Forces * Cyantific * D Kay * DJ Flight * DJ Lee * DJ Marky * DJ Zinc * Danny Byrd * Drumagick * Duo Infernale * E-Z Rollers * Electrosoul System * FX909 * Greg Packer * High Contrast * Heist * Influx Datum * Jebar * John B * Juju * Kaleb * Konsta * Kubiks * Lomax * Makoto * Marcus Intalex * Patife * Physics * Raf & Ill Logic * Random Movement * SKC & Bratwa * Shy FX * Stress Level & TC1 * Switch * Syncopix * The Insiders * Utah Jazz * XRS * Young Ax * Zero Tolerance
Нейрофа́нк (англ. neurofunk) — подстиль драм-энд-бейса.
Основан продюсерами Ed Rush, Optical, Matrix и Ryme Tyme в районе 1997—1998 годов в Лондоне. Он развивался под влиянием многочисленных музыкальных жанров — техно, хауса, джаза. Их влияние ощущалось за счет использования стройных логичных и ритмичных построений из резких звуков (stabs) в басовой линии, которые в свою очередь поддерживались высокотехничными барабанными петлями с инверсивными элементами на подложке. При этом основным влиянием всегда был классический фанк, причем его наиболее тёмные и тяжелые психоделические формы. Прототип нейрофанка на ранней стадии можно услышать в миксе Ed Rush & Optical на BBC Radio 1 за 1998 год. Это был наиболее творческий период у первой волны продюсеров, определивший характерный для стиля звук.
Между 1999 и 2000 годами балом правил шотландский проект Konflict из Глазго. Они придали звуку и структуре стиля более жёсткую и еще более темную форму с сильнейшим влиянием техно на первом плане. Главный вклад Konflict в развитие жанра состоит в том, что они заложили новые стандарты для последующих поколений продюсеров 21-го века.
Optical зародил основы жанра своим треком «To Shape the Future» (Metalheadz Records/1997). После Konflict, в 2002 году такие продюсеры как Sinthetix, Cause 4 Concern, Silent Witness, Break взяли за основу их наработки и сконцентрировались на более холодном и точном программировании барабанов, более тяжелых басовых линиях и более «жирных» и отточенных миксдаунах.
Со временем с развитием студийной аппаратуры и мастерством продюсеров стиль эволюционировал семимильными шагами. Период с 2003 по 2006 год характеризуется как самый технологически «продвинутый». Знаковые продюсеры времени — Rob F (ex-Sinthetix), Kiko, Fierce, Optiv, Corrupt Souls, Mindscape, Noisia, Phace, The Upbeats, Misanthrop, Desimal, Mayhem, Codex и другие. Также интересен своим необычным саундом Gridlok, несмотря на использование в треках духовых сэмплов джазовых оркестров эры бигбэнда, ему удалось сохранить характерный для старого нейрофанка минимализм.
Ра́гга-джангл (англ. ragga jungle) — самостоятельный стиль, а драм-энд-бейс является подстилем джангл музыки, ибо Джангл музыка зародилась и стала популярной намного раньше чем Драм-энд-бэйс
Сочетает в себе джангл с обильным использованием регги-мотивов.
Музыка джунглей родилась в Лондоне, столице страны, которая до сих пор остаётся прародительницей новых музыкальных течений. Навеяна она «чёрной» музыкой Rap, Dub Reggae, Reggae, Raggae Dancehall, Garage и Soul. Jungle начал развиваться в 1991 году, когда такие rave-группы как The Prodigy, использовали breakbeat`ы из Hip-Hop записей прокрученных на Techno скорости (145—150 ударов в минуту). С этого времени, эта музыка стала известна под названиями — Breakbeat или Hardcore. Повторяющиеся Hardcore`овые breakbeat`ы и грохочущие бас-линии вытягивали всё больше и больше «чёрной» молодёжи на rave-сцену, которая в свою очередь принесла много элементов из Dub Reggae и Soul`а. Таким образом, Hardcore стал эволюционировать в Jungle. Вскоре Jungle приобрёл очень большую популярность не только в Великобритании, но и во всём мире.
Techstep (так же известный как tech) - подстиль drum and bass, который характеризуется тёмным звучанием с использованием синтетических или сэмплированных источников звука.В Techstep всегда всегда прослеживается влияние индастиал и техно музыки. В то же время не стоит преувеличевать влияние техно на Techstep, несмотря на присутствие техно-настроений... Общими в этих двух стилях можно назвать технику построения энергичной копмозиции, которая состоит из синтетических звуков, сэмплов, сиквенций и т.д. Techstep гораздо реже использует инструменты, не обработанные эффектором.Естественно основным отличием является использование drum-machine, и ударных.В этом плане Techstep придерживается основных норм drum and bass, особенно это видно в построении музыкальной структуры стиля.
Проще говоря, стиль хаpактеpен своими жесткими семплами, немногочислен ными, но жесткими и короткими удаpными инстpументми. Данный стильсчитается довольно примитивным и однобразным, мелодии в нем не обязательно, а если они и есть, то довольно грубого и не совсем мелодичного характера. Основной акцент делается на ударные звуки. Hа композициях данного стиля удобно представ лять что такое ломаный ритм в чистом виде.
Techstep это, пожалуй, самое агрессивное ответветвление в Jungle-музыке, во-первых Techstep можно выделить особенным ударом, довольно-таки высокой скоростью и зловещей музыкальной тематикой. В среднем в Techstep трэке содержится 2-3 звука из которых строится мелодика(?!) и 3-4 ударных сэмпла. Самыми выдающимися Techstepper-ами являются DjReality, Usual Suspects, Future Cut, Bad Company, Dom&Roland. Практически вся музыка лейбла Metalheadz является живым воплощением стиля Techstep. Следует также отметить, что последнее время в Techstep любят внедрять эмбиентные атмосферические звуки на задний план. Это очень характерно для такого музыканта как Jonny L.
Xарактерен жёсткими семплами и немногочисленными короткими ударными инструментами. Такт обычно состоит из двух подряд ударяющих бочек и четырёх прямых снэйров.
Разнообразие музыки этого направления зависит от звуков и мелодий, последних может и не быть совсем. В этом случае основной акцент делается на ударные звуки. На композициях данного стиля удобно представлять, что такое ломаный ритм в чистом виде.
Исполнители
* Technical Itch * Bad Company * Ed Rush and Optical * Matrix * Fierce * Trace * Konflict * Cause 4 Concern * Usual Suspects * Photek * Phoneheads * Computer Jockeys * Source Direct * Dom and Roland * Calyx * Stakka & Skynet * DJ Hidden * DJ Hype * DJ Hazard * G Dub * DJ Pascal
Лэйблы
* Virus Recordings * No U-Turn Recordings * DSCI4 Records * Renegade Hardware * Photek Productions * Astralwerks: Science Imprint * Moving Shadow * BC Recordings * Audio Blueprint * Underfire Recordings * Ganja Records * Frontline Records 1990s
Хардсте́п (англ. hardstep) — подстиль драм-энд-бейса.
Сильный упоp делается на ритм, используются очень тяжёлые и жёсткие басовые и ударные звуки. Совеpшенно безумный pитм, иногда некpасивый, довольно слабо бывает пpедставлена мелодия. В совокупности данные компоненты делают хаpдстеп сложным для обычного пpослушивания, то есть место такой музыки только на танцполе.
Джамп-ап (англ. jump up) — подстиль драм-энд-бэйса.
Некоторое время назад очень часто устраивались вечеринки, на которых игрался jump-up jungle и hardcore. Jump-up (перескоки) имеют
приблизительно одну скорость с хардкором и из-за цикличности ритм-секции
jump-up создается ощущение, что джангл плавно перет екает в хардкор
(прямую бочку). неотъемлемой частью джангл вечеринок являются MC - люди,
прыгающие по сцене, кричащие что-то в микрофон. MC придают неповторимость
каждой композиции, ведь в принципе вся джангл музыка очень похожа и если
специально не вслушиваться, то можно и не отличить одну композицию от
другой.
Исполнители:
Под "танцевальной музыкой" мы понимаем электронную и сопутствующую ей музыку. Хотя, конечно, редкое произведение сейчас создается без помощи компьютера или синтезатора, мы имеем в первую очередь ту музыку, в которой "электронность" ярко выражена. Возможн о, наше определение не вполне четко и правильно, однако, ознакомившись с нашей энциклопедией, вы легко поймете, что мы имеем в виду. Однако, считаем своим долгом предупредить вас, что лучший способ узнать стиль той или иной композиции - спросить у ее авторов или посмотреть надпись на пластинке или компакт-диске. Дело в том, что многие понятия настолько расплывчаты, что не подлежат чет кой структуризации, которую можно было бы ожидать от энциклопедии. Слушайте радио, слушайте ди-джеев,запоминайте, кто из них в каком стиле работает и, мы надеемся, вы во всем разберетесь.
В принципе, это слово тоже нельзя четко определить. Если вернуться к
изначальному определению этого слова, то сэмпл означает процесс записи
звукового фрагмента на какой-либо носитель информации. Hапример, запись с микрофона можно назвать сэмплированием. Однако в терминах танцевальной музыки сэмпл скорее означает инструмент или небольшой фрагмент музыкального произведения (что, по большому счету, практически одно и
тоже), то есть Сэмпл - это отрезок (часть) аудио данных в цифровом виде.
Пожалуй, самая важная персона на танцполе. Человек, который сводит пластинки, создавая свою музыку из других законченных произведений. Как
правило, ди-джеи работают на виниловых пластинках, сводя одновременно две
пластинки, реже - 3 или 4. Профессиональн ость ди-джея определяется не
только тем, насколько точно он свел две пластинки (насколько точно
совпадали bpm при сведении), но и тем, насколько это нравится окружающим,
насколько это оригинально.
Музыка, сыгранная ди-джеем за вертушками, продолжительностью в несколько часов. В дальнейшем сеты можно "резать" на миксы, которые звучат как отдельные композиции.
По сути это продюсер, однако в данном случае это понятие немного более специализированно. Промоутер занимается раскруткой клубов, композиций,
компакт-дисков, их изданием и подобной коммерческой деятельностью.
Микшер -программный или аппаратный блок, предназначенный для
регулировки уровней сигналов в каналах и на входах/выходах, а также для
смешения сигналов.
Акустический спектр звука (spectrum) - совокупность
синусоидальных составляющих сложного звука, заданных с помощью амплитуд
и частот этих составляющих.
Амплитуда - наибольшее отклонение колеблющейся по определенному
закону величины от среднего значения или от некоторого значения,
условно принятого за нулевое; значение величины сигнала в данный момент
времени.
звуковой волной называют процесс распространения переменного возмущения
в упругой среде, а звуковыми колебаниями называют колебательные
движения частиц среды под действием этого возмущения.
Bitrate - количество бит, используемых для хранения одной
секунды аудио в потоке данных. Термин чаще применяется в отношении
закодированных аудио данных.
Chorus (от англ. "хор") - эффект звучания, названный так потому,
что в результате его применения звучание исходного сигнала превращается
в звучание подобное хору, то есть "размножается". В общем случае эффект
достигается путем наложения на сигнал нескольких его копий, сдвинутых
во времени.
Dithering - Искусственное подмешивание к звуковому сигналу
псевдослучайного белого шума, результатом чего является рассеивание
шума квантования по спектру сигнала.
Distortion - ("искажение", англ.), эффект звучания, основанный
на использовании амплитудной модуляции. Фактически это замена одних
значений амплитуд сигнала другими значениями. За счет переусиления,
когда происходит срезание верхушек входного сигнала, можно получить,
например, классический вариант гитары heavy metal (то есть сигналу
придается скрежетание или своеобразная "хрипота"). Применение такого
эффекта приводит к довольно резкому искажению входного сигнала (в
зависимости от глубины модуляции), в результате чего сигнал становится
похож на прямоугольный, и как следствие происходит расширение спектра
сигнала. Классический механизм получения эффекта состоит в следующем:
входной сигнал смешивается с его копией, подвергнутой преобразованию в
блоке амплитудной модуляции, который имеет два уровня сигнала:
пороговый и верхний. Если амплитуда входящего в блок сигнала не
превышает порогового уровня, то сигнал проходит на выход блока без
изменений. Если же амплитуда сигнала выше порогового уровня, то блок
усиливает такой сигнал до верхнего уровня.
DMA - Direct Memory Access - прямой доступ к памяти - режим обмена данными, без участия Центрального Процессора. В результате скорость передачи увеличивается, так как данные не пересылаются в ЦП и обратно. Возможен лишь при наличии аппаратного DMA-контроллера.
DSP - Digital Signal Processor - цифровой сигнальный процессор - специализированный процессор, ориентированный на осуществление
высокоскоростных преобразований над звуковыми сигналами. Используется в
звуковых картах, модемах и других устройствах.
Дуплекс, дуплексная связь - двусторонняя связь между двумя
устройствами, при которой в каждом из них передача и прием сообщений
могут вестись одновременно.
Динамический диапазон - это диапазон наибольшего и наименьшего
уровней сигнала. Измеряется в дБ. Расчет динамического диапазона
проводится по следующей формуле: D=20*lg(Pmax/Pmin), где Pmax и Pmin -
соответственно максимальное и минимальное значение звукового давления.
Из практических соображений динамический диапазон принято рассчитывать
как разность Pmax и Pmin. Предельный динамический диапазон, например,
голоса, составляет примерно 57 дБ. Сигналы, имеющие слишком широкий
динамический диапазон, могут вызывать перегрузки в аппаратуре. Особенно
это касается различных устройств записи и оцифровки.
Эмулятор - аппаратные или программные средства для выполнения
программ, записанных в системе команд другого устройства
(вычислительной машины). Программа, выполняющая функции, обычно
реализуемые некоторым внешним устройством.
Флэнжер (от англ. "flange" - фланец, кайма) - эффект звучания,
достигаемый путем наложения на сигнал сдвинутых по времени (с небольшой
задержкой) и модулированных его же копий. Часто эффект реализуется с
циклически изменяющейся временной задержкой. Результатом применения
эффекта является плавающий звук с биениями частот или хор с измененными
тембрами копий основного сигнала. При определенном соотношении
задержек, частоты и глубины модуляции возможно получение эффекта,
напоминающего восприятие гудка проезжающего мимо слушателя паровоза. В
аналоговых устройствах флэнжер достигается путем пропускания сигнала
через гребенчатые фильтры. А обнаружен этот эффект был чисто случайно,
когда два магнитофона одновременно воспроизводили одну и ту же запись в
одном из них случайно задели ведомый ролик пленки (фланец), то есть
фактически задержали скорость воспроизведения. От смешивания двух
фонограмм возник эффект плавания звука. Этот эффект удивил
звукоинженеров своей новизной и в последствии флэнжер стал широко
использоваться при обработке музыкальных композиций.
HRTF - Head Related Transfer Function. Специальный алгоритм
преобразования звукового сигнала, учитывающий особенности восприятия
звука слуховым аппаратом человека. Используется в различных технологиях
создания объемного звучания.
IRQ - сигнал от устройства (например, от клавиатуры или звуковой
карты), указывающий на то, что устройство требует задействования
центрального процессора. Сигналы IRQ передаются по IRQ-линиям, которые
объединены в Программируемый Контроллер Прерываний (Programmable
Interrupt Controller, PIC)
MIDI - Musical Instrument Digital Interface. Спецификация,
включающая стандарт на программную и аппаратную части; предназначенный
для организации локальной сети электронных инструментов.
MIDI-стандарт - для всех устройств, выполненных в соответствии с
этим стандартом, устанавливает соответствие номеров инструментов и
самих инструментов (тембров), а также требования к голосам, каналам,
контроллерам и воспроизведению.
Фэйзер - (от англ. "phase" - фаза) - эффект звучания, основанный
на смешивании входного сигнала с его копиями, сдвинутыми в пределах
фазы сигнала. Вообще говоря, сдвиг по фазе аналогичен сдвигу во времени
на доли миллисекунд. Может применяться сдвиг по фазе не на
фиксированные значения, а изменяющийся по какому-то фазомодулирующему
закону. В результате такой эффект может восприниматься на слух как
"качание" частот, то есть приглушение то одних, то других. В случае
обработки стерео сигнала частоты могут "переплывать" из одного канала в
другой. В аналоговой технике для получения фэйзера прибегают к
использованию фазовращателей.
Фон - фоном называется единица уровня громкости.
Уровень громкости звука составляет n фон, если средний слушатель
оценивает его как равный по громкости тону с частотой 1000 Гц и уровнем
давления в n децибел. Фон в качестве уровня громкости, так же, как и
децибел, не является единицей измерения, а представляет собой
двадцатикратный десятичный логарифм отношения звуковых давлений.
Высота звука - зависит не только от частоты основного тона, но и
от ряда дополнительных факторов, таких, как громкость, длительность и
спектральный состав звучания. Высота звука сложного сигнала
определяется самой низкой (основной) частотой, или присутствующей в
самом сигнале, или обусловленной формой его огибающей кривой.
Резонанс - явление возрастания амплитуды вынужденных
колебаний в какой-либо колебательной системе, наступающее при
приближении частоты периодического внешнего воздействия к одной из
частот собственных колебаний системы. Характер резонанса существенно
зависит от свойств колебательной системы.
Реверберация - процесс затухания звука в помещении
после отключения (прекращения действия) источника звука. Реверберация
характеризуется временем реверберации. Также, под реверберацией
подразумевают эффект звучания, заключающийся в кажущейся объемности,
пространственности звучания, характерной для большого зала, где каждый
звук порождает соответствующий, медленно угасающий отзвук. С помощью
эффекта реверберации можно "оживить", например, фонограмму, сделанную с
заглушенном помещении.
Время реверберации - время с момента выключения
источника звука до уменьшения плотности акустической энергии или
интенсивности звука до уменьшения плотности акустической энергии или
интенсивности звука до одной миллионной доли от ее первоначального
значения, т.е. до 60 дБ (стандарт DIN 52212).
Звук - механические колебания и упругие волны,
распространяющиеся в твердых, жидких и газообразных средах,
преимущественно в слышимых областях частот (16-20000 Гц).
Акустика - общая и теоретическая акустика занимаются изучением
закономерностей излучения и распространения упругих волн в различных
средах, а также взаимодействия их со средой. К разделам акустики
относятся электроакустика, архитектурная акустика и строительная
акустика, атмосферная акустика, геоакустика, гидроакустика, физика и
техника ультразвука, психологическая и физиологическая акустика,
музыкальная акустика.
Аранжировка - переложение музыкального произведения для
исполнения на др. инструменте или др. голосом, др. составом
инструментов или голосов; облегченное изложение музыкального
произведения для исполнения на том же инструменте; гармонизация и
инструментовка новой или хорошо известной мелодии.
Биения - возникают при наложении двух синусоидальных
колебаний с близкими частотами. Они являются периодическими. Основная
частота биений в этом случае равна разнице между частотами наложенных
взаимодействующих синусоидальных колебаний.
Бинауральная запись - двухканальная (стерео) аудио запись,
предназначенная для воспроизведения через наушники (сигнал каждого
канала направляется в соответствующее ухо). Таким образом достигается
ощущение восприятия источников звука в их оригинальной позиции в
пространстве.
Бинауральный эффект - способность человека и высших животных
определять направление на источник звука. Из-за того, что уши
расположены на некотором расстоянии, звук приходит к ним, различаясь по
фазе и интенсивности, что ведет к различию импульсов, поступающих в
центральную нервную систему от правого и левого уха, и дает возможность
определять направление.
Волна - пространственное и временное изменение
состояния среды, которое можно представить как однонаправленное ее
перемещение. Существуют поперечные и продольные волны.
Гармоника - простейшая периодическая функция, характеризующая
гармоническое колебание, которая является составляющей сложного
колебания, с частотой, кратной основной частоте (первой гармонике). В
акустике и музыке гармонику называют обертоном.